Олег Булдаков (olbul) wrote,
Олег Булдаков
olbul

Categories:

Харуки МУРАКАМИ - Все божьи дети могут танцевать

Ещё один сборничек рассказов Мураками, которые (по его словам) он пишет между романами, потому что "за бортом" остаются несказанные слова и незапечатленные образы. Этот мне даже понравился чуть больше, чем "Сжечь сарай", может потому что здесь автор выглядит более зрелым.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Тема японского землетрясения объединяет все шесть рассказов сборника. И хотя сами тексты не об этом, но в мыслях, репликах персонажей оно то и дело всплывает. Как напоминание, как тревожный звонок, что всё в этом мире крайне неустойчиво и зыблемо, что все наши планы и мечты могут разрушиться в одночасье, а поэтому надо жить днём сегодняшним, и не откладывать на завтра то, что давно хочется. Ведь завтра может и не наступить.

В Кусиро поселился НЛО. Рассказ о загадочной женской душе. О том как женщина только и делала, что смотрела телевизор. Муж уходит на работу, она смотрит; приходит - опять смотрит. А потом она исчезает, а муж пытается понять почему? Зачин был интересный, но сам рассказ не впечатлил.

Пейзаж с утюгом. Своеобразное переосмысление своих же "Сжечь сараи" 80-х. Только здесь герой любит на берегу устраивать костры и смотреть на пламя, пока костер не прогорит. Огонь - это всегда красиво и тепло. А для кого-то смотреть на пламя огня - это и есть счастье. Поскольку я сам рожден под знаком Огня, то... выводы очевидны :)

Все божьи дети могут танцевать. Рассказ про парня, который хотел найти своего отца, а в итоге стал сыном Бога, или проникся божьей сущностью, кто как рассудит. Персонажи в рассказе все странные, своеобразные. Возможно, ради героев всё и наверчено. По рассказу снят фильм, но низкий рейтинг (5 из 10) на кинопоиске не настраивает на просмотр.

Таиланд. Жила-была женщина-врач. И был у неё муж. И очень она надеялась, что эта скотина, мерзавец и подонок погиб в землетрясение в Кобэ. И новая женщина тоже вместе с ним сгинула. Если честно, мне этот рассказ больше других понравился, ибо тоже в душе есть один камешек. А может даже и не один.

Дружище Квак спасает Токио. Фантасмагория. Вроде все рассказы более-менее реалистичны, а тут то ли сон, то ли явь, то ли Кафка в Японии. Один клерк - очень и очень обычный, чья жизнь сводится к циклу сплю, ем, работаю, испражняюсь, встречает гигантскую лягушку. И этот Дружище Квак просит серого человечка помочь ему спасти Токио от разрушения своими подбадриваниями и верой в его победу. В общем, что-то явно укуренное или упоротое. Даже весело было читать.

Медовый пирог. Пожалуй, самый простой и законченный (с точки зрения европейца) рассказ. Про любовный треугольник. Он, он и она. И чисто японское смущение и застенчивость, когда из-за того, что один не может признаться в своих чувствах, он оказывается за бортом возможного счастья. Но всё в итоге будет хорошо.

Мне кажется я начал понимать феномен популярности Мураками. И дело не в слоге, образах или сюжетных ходах. Дело в том, что он - Мистер Одиночество. Все его герои всегда бесконечно одиноки. И не то чтобы они страдали от одиночества, для них это уже привычный образ жизни, изменить который они не в силах, да и не в особом желании. В силу своего менталитета прежде всего.
Tags: книги, япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments